Обществознание

ОПИСАНИЕ ЭКЗАМЕНА

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из частей, включающих 39 заданий.

Часть 1 включает 24 задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв.

Часть 3 включает 9 заданий с развернутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить все свои умения и способности, основываясь на том содержании, которое вам более знакомо и привлекательно.

Выполнять задания надо в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени лучше пропускать то задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, то можно будет вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до пяти баллов. Баллы суммируются.

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Основной курс. Базовая программа включает в себя 7 больших тем (96а/ч), на каждую отведено 12 академических часов. Отдельно отведено еще 12 академических часов на выполнение тренировочных заданий по всем темам. Большое внимание тренировочной части позволяет ученикам научиться распознавать все «подводные камни» при выполнении теста и успешно с ними справляться. Прочные знания и учебные умения вырабатываются исключительно в процессе регулярных занятий. Экзамен проверяет обширную часть пройденного материала по обществознанию, а не два-три вопроса, как при более привычном для многих устном ответе по билету. Пробелы в подготовке по предмету обнаруживаются явно. А чтобы их не было, или было как можно меньше, следует, конечно, старательно и систематически учиться. Все виды учебной деятельности, которые заложены в задания ЕГЭ, осваиваются в ходе длительной подготовки по предмету. Непосредственно перед экзаменом «подучиться» не получается.

Раздел Вид занятия Кол-во часов темы д/з
1 Общество Лекция и практические занятия 12 1.Введение. Понятия общество, система, динамическая система, признаки общества как динамической системы. 2.Общество как система. Общество и природа. Общество и культура. 3.Общество как взаимосвязанные подсистемы. 4.Разнообразие путей и форм общественного развития, исторические типы общества. 5. Глобальные проблемы человечества. 6. Проблема общественного прогресса Тренировочные задания.
2 Человек. Сознание. Деятельность Лекция и практические занятия 12 1.Введение. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции; потребности и способности человека; основные виды деятельности человека; личность, ее социализация и воспитание; свобода и ответственность личности; внутренний мир человека, сознание и бессознательное. 2.Человек: единство природного и социального. 3.Индивид и личность. 4.Потребности человека 5.Деятельность человека. 6. Сознание, самопознание и самооценка. Тренировочные задания.
3 Познание. Лекция и практические занятия 12 1.Введение. Познание мира, истина, критерии истины, многообразие форм человеческого знания, науки о человеке и обществе, социальное и гуманитарное знание. 2.Познание как деятельность. 3.Абсолютная и относительная истина. 4.Чувственное и рациональное познание. 5.Научное познание. 6.Социальное познание. Тренировочные задания.
4 Культурология. Лекция и практические занятия 12 1.Введение. Понятия культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура, духовная жизнь, искусство, образование, самообразование, наука, религия мораль. 2.Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры. 3.Средства массовой информации. 4.Искусство, наука, образование, религия. Тренировочные задания.
5 Экономическая сфера жизни общества. Лекция и практические занятия 12 1.Введение. Экономика: наука и хозяйство, экономическое содержание собственности, многообразие рынков, измерители экономической деятельности, экономический цикл, экономический рост, специализация, обмен, факторы производства, государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика, экономика производителя, экономика потребителя, рынок труда, безработица, уровень жизни, Россия в условиях рыночной экономики. 2.Факторы производства. 3.Типы экономических систем. 4.Отношения собственности. 5.Рыночный механизм. Типы рынков. 6.Государство в рыночной экономике. Тренировочные задания.
6 Социальные отношения. Лекция и практические занятия 12 1.Введение. Социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальная норма, отклоняющееся поведение, социальный контроль, социальное неравенство, социальная справедливость, национальная политика, межнациональные отношения, социальные отношения в современной России. 2.Социальный статус и социальная роль 3.Социализация, социальная норма, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция. 4.Семья как социальный институт и малая группа, тенденция развития семьи 5.Социальное неравенство. Тренировочные задания.
7 Политика и право Лекция и практические занятия 12 1.Введение. Четыре компонента: организационный, нормативный, культурный и коммуникативный. - Организационный компонент охватывает политические организации (институты). - Нормативный компонент включает всю совокупность норм, которыми регулируется политическая деятельность. Политические нормы, правовые, нравственные нормы, традиции и обычаи. - Культурный компонент связан с плодами духовной деятельности. - Коммуникативный компонент охватывает разнообразные виды связей внутри политической системы, а также между политикой и другими сферами жизни общества. 2.Политическая система и государство. 3.Политические понятия: политическая партия, политическая идеология, государственный аппарат, избирательная система (пропорциональная и мажоритарная). Тренировочные задания.
8 Тренировочные задания Практическая работа 12    

 

Обществознание традиционно относится к «разговорным» предметам. Учащиеся привыкли к развернутым устным ответам на уроках, к дополнительным наводящим вопросам учителя. Тестовые материалы еще до недавнего времени нечасто встречались в работе школьных учителей. Понятно, что незнакомая или малознакомая форма проверки знаний всегда вызывает некое напряжение. Вот почему те экзаменуемые, для которых контрольные измерительные материалы, подобные ЕГЭ, хорошо знакомы, понятны и не раз «пройдены», идут на экзамен со спокойствием и уверенностью, что именно эта форма аттестации не преподнесет им никаких сюрпризов. Следует подчеркнуть, что успех на экзамене, прежде всего, обеспечивает планомерная подготовка по предмету, прочные и глубокие знания. Если трудности вызывает письменное изложение своих знаний, полезно для начала тренироваться давать ответы на простые, элементарные вопросы, потом их вместе с учителем проанализировать, если необходимо, переформулировать и дополнить определенные положения. Потом можно постепенно усложнять предлагаемые вопросы и обязательно прорабатывать вместе с учителем полноту и правильность ответов. Для успешного выполнения третьей экзаменационной части С важно в процессе планомерной подготовки выработать умение излагать мысли в письменной форме последовательно и целостно, избегать фрагментарности и незавершенности.