Русский язык

ОПИСАНИЕ ЭКЗАМЕНА

 Единый Государственный Экзамен по русскому языку предстоит сдавать всем выпускникам, и большинству небезразличен результат, ведь впереди поступление в ВУЗ. При подготовке к ЕГЭ по русскому языку нужно учитывать специфику формата экзамена. К тестам, как известно, подготовиться легче, чем к обычному экзамену. Задания каждого типа можно отработать в большом количестве, благо пособия для подготовки к ЕГЭ множатся с каждым годом. Однако здесь проверяются не только знания по предмету «русский язык», но и умение читать и понимать прочитанное, внимательность и аккуратность в оформлении заданий.

ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей. На выполнение экзаменационной работы дается 3 часа (180 минут). Части А и В включают в себя задания с выбором либо формулировкой правильного ответа, часть С – это письменная работа по тексту - сочинение. Подробнее о каждой из частей:

Часть А состоит из 30 тестовых заданий (А1-А30), которые сопровождаются четырьмя вариантами ответов, из них только один правильный. За каждое задание можно получить по 1 баллу.

Часть В включает 8 заданий (В1-В8). Краткий ответ, при этом, формулируется самостоятельно и вписывается в бланк ответов. Первые семь заданий этой части оцениваются в 1 балл, а восьмое задание повышенной сложности – в 2 балла. Трудность выполнения части В состоит в том, что нужно иметь представление о сложных грамматических явлениях, лексических и синтаксических средствах художественной выразительности. В задания этой части входят вопросы по темам, которые подробно не изучаются на уроках русского языка. Поэтому здесь важно восполнить свои теоретические знания и отработать практические навыки за счет выполнения большого количества тренировочных упражнений.

Часть С состоит из одного задания с развернутым ответом (С1) и представляет собой сочинение по тексту, которое проверяется экспертами. Максимальный балл за задание С – 21. При написании письменной работы важно соблюсти критерии, которыми руководствуются эксперты при его проверке. Здесь нужно раскрыть основную проблему текста, показать позицию автора, прокомментировать ее, подтвердить собственные аргументы цитатами из текста. При всем этом работа должна быть цельной по смыслу, написанной связно и грамотно, содержать около 150 слов.

Таким образом, залог успеха при подготовке к ЕГЭ по русскому языку – это комплексное повторение теоретического и практического курса русского языка, многократная отработка заданий одного и того же типа на различных материалах.

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Основной курс:

Длительность 96 часов, с октября по май. Рассчитана на учебный год и нацелена на подготовку абитуриентов к поступлению в ВУЗ.

Занятия проходят в мини-группах по будням 1 раз в неделю либо в выходной день, состоят из лекций, семинаров и тренингов.

На первом занятии каждому учащемуся выдается комплект учебно-методических материалов, необходимые справочники. Мы используем пособия, рекомендованные ФИПИ, а именно:

ЕГЭ 2010. Русский язык. Экзаменационные задания.  Цыбулько И.П. и др. (2009, 257с.)  

ЕГЭ 2010. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.  Гостева Ю.Н., Львов В.В. (2010, 112с.)

ЕГЭ 2010. Русский язык. Репетитор.  Цыбулько И.П., Львова С.И. (2009, 208с.) 

Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2 (В). Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ( 2010, 174 с)

 

В целом, на нашем курсе ученик 11-го класса повторно проходит программу средней школы. Однако в нашей подготовке сделан акцент на некоторые разделы грамматики, в которых нужно хорошо разбираться для успешной сдачи ЕГЭ, и которые мало прорабатываются в школе. По результатам ЕГЭ предыдущих лет, задания части «В» стали наиболее трудными, и им уделяется особое внимание на наших курсах. Мы используем специальные пособия для тренировки следующих навыков:

  • нахождение основы предложения;

  • определение вида односоставного предложения;

  • определение вида придаточной части сложноподчиненного предложения;

  • нахождение сложноподчиненного предложения с однородным, параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений;

  • определение слова как части речи (особенно при омонимии частей речи);

  • определение способа словообразования.

Все эти разделы грамматики отрабатываются на большом количестве предложений с повышенным уровнем трудности.

Обучение в наших мини-группах позволяет получить дополнительные навыки по выполнению заданий части "С", где старшеклассник должен за короткое время создать связный, логичный, последовательный и грамотный текст. Для этого в нашу программу включен курс «Практическая стилистика», благодаря которому школьник овладевает определенными практическими навыками и художественными приемами для написания сочинения. В результате учащийся перестает бояться подобных типов заданий и может самостоятельно составлять письменные высказывания на литературные темы.

В течение курса несколько раз проводится пробный экзамен на фирменных бланках, это помогает определить готовность к ЕГЭ, обратить внимание на сложности, а также привыкнуть к формату экзамена, ведь даже случайно или по незнанию заполненные неправильно клеточки могут обнулить результат кропотливой работы.

 

Раздел

Вид

задания

Кол-во часов

Тема

Домашние

задания

1

Фонетика. Графика.

 

3

Основные сведения о русской фонетике и графике. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

Практические задания по теме "Фонетика и графика".

 

практические задания по изученному

2

Орфоэпия.

 

3

Нормы ударения и произношения звуков в отдельных словах.

Практические упражнения по теме "Орфоэпия".

Практические упражнения по темам "Орфография", "Языковые средства выразительности".

практические задания по изученному

3

Лексика.

 

9

Основные сведения о лексике русского языка. Практические задания по лексике из ЕГЭ по русскому языку.

Употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и экспрессивной окраской (лексические нормы).

Примеры лексических ошибок из экзаменационных работ.

Лексика и речеведение.

Лексические средства выразительности речи.

Практические задания на выявление лексических средств выразительности речи из вариантов ЕГЭ.

Упражнения по темам "Лексика", "Лексические средства выразительности речи".

 

Повторение, подготовка к к/р

 

К/р

К/р

3

Контрольная работа №1

 

4

Состав слова (морфемика). Словообразование.

 

9

Основные сведения о строении слов и разборе слова по составу.

Практические задания по теме "Состав слова" из вариантов ЕГЭ (часть А).

Практические задания открытого типа (часть В).

Словообразование. Основные сведения.

Практические задания по теме "Орфография" из вариантов ЕГЭ.

Упражнения по темам "Состав слова", "Словообразование", "Состав слова и орфография".

практические задания по изученному

 

Тест

 

3

Пробный ЕГЭ

 

 

 

 

3

Работа над ошибками

 

6

Синтаксис.

 

15

Словосочетание. Основные сведения.

Практические задания по теме «Словосочетание» из вариантов ЕГЭ.

Упражнения по теме «Словосочетание».

Простое предложение.

Практические задания по темам «Простое предложение», «Сложное предложение» из вариантов ЕГЭ.

Практические упражнения по теме «Синтаксис. Простое предложение. Простое осложненное предложение. Сложное предложение».

Синтаксические нормы.

Практические задания по теме «Синтаксические нормы» из вариантов ЕГЭ.

Упражнения по теме «Синтаксические нормы».

 

Повторение, подготовка к к/р

 

К/р

К/р

3

Контрольная работа №2

 

7

Орфография.

 

9

Основные сведения: безударные гласные в корне, чередование корней, правописание приставок, деепричастие, деепричастный оборот.

Практические задания по теме «Орфография» из вариантов ЕГЭ по русскому языку.

Упражнения по теме «Орфография».

практические задания по изученному

8

Пунктуация.

 

9

Пунктуация. Основные сведения.

Практические задания по теме «Пунктуация» из вариантов ЕГЭ по русскому языку.

Повторение, подготовка к к/р

 

К/р

К/р

3

Контрольная работа №3

 

Практическая стилистика.

9

 

3

Различные функциональные типы речи при написании сочинений.

Изучение правил написания сочинения, изложения.

практические задания по изученному

 

 

 

3

Стилистическое использование многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. Ошибки при их употреблении.

Многозначность как источник выразительности и образности речи.

Написание эссе на заданную тему.

практические задания по изученному

 

 

 

3

Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления.

Стилистическое использование иноязычной лексики.

Написание изложения на заданную тему.

практические задания по изученному

 

 

 

3

Стилистическое использование фонетических средств языка. Стилистические средства словообразования и морфологии: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное стилистическое использование.

Отработка навыков устного выступления.

практические задания по изученному

 

 

 

3

Фонетические и морфологические особенности разговорного стиля речи. Особые словообразовательные модели: существительные с суффиксами –он-, -ун-, суффиксы существительных женского рода, прилагательные с суффиксами –аст.

Написание сочинения на заданную тему.

практические задания по изученному

 

 

 

3

Синтаксические особенности разговорного стиля, делового, научного стиля

Подготовка к пробному тесту

 

Тест

 

3

Пробный ЕГЭ

 

 

 

 

3

Работа над ошибками

 

 

Интенсивная, краткосрочная программа.

Длительность 24 часа, начало занятий в феврале, марте и апреле. Программа занимает полтора месяца и предназначена не для быстрого прохождения школьного курса русского языка, а для систематизации знаний, разбора вероятных ошибок и всевозможных «подводных камней», выработки алгоритма написания сочинения перед экзаменом.

 

Раздел

Вид занятия

Кол-во часов

тема

д/з

Морфология

1

лекция

2

Существительное, прилагательное, местоимение, глагол.

Конспект «Причастие», практические задания по изученному.

2

лекция

2

Причастие. Знаки препинания при причастном обороте, правописание суффиксов причастий. –н-/-нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Мини-сочинение(описание) с использованием причастий и причастных оборотов.

Практические задания по теме «Причастие»

3

орфография

Комб.

2

Безуд.гл. в корне, чередование корней, правописание приставок.

Сделать орфографический анализ текста.

4

 

Лекция

2

Деепричастие, деепричастный оборот. Наречие и слова категории состояния.

практические задания по изученному. подготовиться к контр/р.

5

Комб.

2

Контрольная работа по темам №1-4.

Служебные части речи. Междометие.

Определить все части речи в предложенном тексте, сделать морфологический анализ выделенных слов.

Синтаксис

6

лекция

1

Словосочетание. Двусоставные и односоставные предложения. Типы сказуемых.

практические задания по изученному.

7

Комб.

1

Знаки препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами, обособленными оборотами, вставными конструкциями, вводными словами.

практические задания по изученному.

8

Комб.

2

Контрольная работа по темам №6-7.

Виды сложных предложений.

Выучить все типы придаточных в СПП,

Практические задания.

9

семинар

2

Закрепление: виды сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.

 

10

Комб.

1

Роль союза И в ССП и в простых предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях со смешанным типом связи.

 

Развитие речи

11

Комб.

1

Учимся понимать текст. (А27-29). Выявление проблему текста, стили языка, типы речи, средства связи в предложении.

 

12

лекция

1

Изобразительно-выразительные средства языка.

Проработка задания В8 из тестов

13

Комб.

1

Синтаксические нормы согласования и управления. Стилистическое использование вводных слов и вставных конструкций А3-А5.

Найти ошибки в предложенных текстах.

14

Комб.

2

Подготовка к сочинению. Зависимость употребления языковых средств от темы и цели.

Сочинение по тексту.

15

Комб.

2

Работа над ошибками сочинения.

Пробный тест

16

К/р

к/р

2

Сочинение по тексту.

Синтаксический разбор предложений

17

орфография

семинар

1

Повторение орфографии.

Орфографический анализ текста.

 

Лексика, орфоэпия

лекция

1

Орфоэпия. Лексика.

Задания А1-А2 из тестов

18

К/р

К/р

2

Пробный тест.

 

19

 

Комб.

2

Работа над ошибками.